Подсудимые Васильев и Шамарина признали свою вину частично по одному из двух эпизодов

20 февраля 2009
Судья Псковского областного суда: Боброва Лариса Ивановна
Прокурор: Козлова Татьяна Геннадьевна
Подсудимые: Васильев Сергей Геннадьевич и Шамарина Наталья Михайловна
Адвокат подсудимой Шамариной: Назаренко Раиса
Валентиновна
Адвокат подсудимого Васильева: Мамченко Алла Ивановна

Адвокат Мамченко ходатайствовала о ведении видеозаписи судебного процесса, обвинение и потерпевший высказались против.

Суд: Учитывая характер уголовного дела, и то, что показания будут давать лица, связанные служебными отношениями, считаю нецелесообразным видеосъемку. Проводимой аудиозаписи будет достаточно, а наличие камеры будет отвлекать участников процесса и суд.

Участники процесса приступили к судебному следствию, и прокурор зачитала обвинительное заключение.

Из обвинительного заключения Васильева

Васильев Сергей Геннадьевич обвиняется в том, что он, являясь должностным лицом, вступил в сговор с Шамариной для совершения преступления умышленного создания условий для совершения престуления совершил действия, не достигшие преступного результата по независящим от него обстоятельствам, направленные на приготовление к получению взятки лично в виде денег за незаконное бездействие в пользу взяткодателя группой лиц по предварительному сговору в крупном размере при следующих обстоятельствах.

Приказом и.о. начальника управления УФМС по Псковской области от 03 марта 2006 года Васильев назначен на должность замначальника отдела УФМС г.Пскову. В должностные обязанности Васильева в соответствии с п. 2.9, 2.10, 2.12 должностной инструкции входит организация контроля за соблюдением правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, осуществление контроля за соблюдением правил привлечения работодателями и заказчиками иностранных работников и лиц без гражданства к трудовой деятельности, планирование и участие в профилактических мероприятиях по выявлению иностранных граждан и лиц без гражданства, нелегально проживающих на территории Пскова и Псковского района, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, составление протоколов, рассмотрение дел об административных правонарушениях.

При исполнении обязанностей занимаемой должности Васильев обязан руководствоваться:

  • Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», в соответствии с п.7 ч. 2 ст. 12 которого, задачей органов миграционного учета является контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета
  • Типовым положением о территориальном органе федеральной миграционной службы, согласно пункту 4.4, подпунктам «б» и «в» пункта 13.1, подпунктам «г» и «ц» пункта 13.2 которого, территориальные органы УФМС осуществляют контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил временного пребывания в Российской Федерации; осуществляют контроль за соблюдением иммиграционных правил данными гражданами и лицами без гражданства; осуществляют контроль за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда; осуществляют регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции
  • Регламентом проведения проверочных мероприятий по соблюдению положений законодательства РФ в сфере миграции территориальными органами ФМС, согласно п.3 которого, одной из задач деятельности территориального органа ФМС России является выявление и пресечение административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ, предусмотренных главой 18 КоАП РФ
  • Иными нормативными актами

Таким образом, в пределах своей компетенции Васильев наделен полномочиями предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности, т.е. является должностным лицом государственного правоохранительного органа, выполняющим на постоянной основе функцию представителя власти.

Эпизод 1

6 марта 2008 года Васильев в соответствии с регламентом проведения проверочных мероприятий по соблюдению положений законодательства РФ в сфере миграции территориальными органами ФМС, утвержденного приказом УФМС России, издал распоряжение №11 о проведении в ООО Агрофирмы «Козон» проверочных мероприятий по соблюдению миграционного законодательства. Поручил его исполнение старшему инспектору по делам миграции отдела УФМС России по Псковской области в г.Пскове Шамариной. На основании указанного решения в тот же день Шамарина совместно с инспектором Петрушевым проверила соблюдение миграционного законодательство ООО Агрофирмой «Козон» в связи с привлечением предприятием иностранной рабочей силы, о чем 6 марта 2008 года составила акт проверки выполнения требований нормативных документов по привлечению и использованию иностранной рабочей силы, в котором указала на отсутствие нарушений миграционного законодательства.

После составления акта проверки Шамарина в ходе беседы с директором фирмы Авдаляном установила, что после расторжения трудовых отношений с иностранными гражданами указанное предприятие не предоставило в органы УФМС отрывные части бланков уведомлений о прибытии иностранных граждан в место пребывания. Поскольку данные обстоятельства свидетельствовали о наличии в деятельности ООО Агрофирма «Козон» признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 18.9 КоАП РФ, санкция которой предусмотривает наказание в виде штрафа в размере от 400 до 500 тыс. рублей за каждого иностранного рабочего, Шамарина получила от Авдаляна соответствующее письменное объяснение и вручила повестку с требованием явиться в отдел УФМС 07 марта.

ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ:
Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

О результатах проведенной проверки и о выявлении признаков административного правонарушения Шамарина доложила Васильеву. 07 марта Васильев, будучи обязан принять меры по организации надлежащей проверки выявленного Шамариной правонарушения и привлечения фирмы к административной ответственности, действуя умышленно из корыстных побуждений, используя свои должностные полномочия вопреки интересам службы, находясь в служебном кабинете №1 по адресу Псков, ул.Горького 51, договорился совместно с Шамариной, также являющейся должностным лицом, в компетенцию которого входит осуществление производства по делам об административных правонарушениях о получении от руководства указанной организации взятки в виде денежных средств в крупном размере в сумме 1 млн. рублей за неисполнение своих служебных обязанностей, предусматривающих организацию проверки сообщения о совершенном административном правонарушении и привлечении ООО Агрофирма «Козон» к административной ответственности по ч.4 ст.18.9 КоАП РФ.

Реализуя свой преступный умысел 7 марта около 9 часов, Шамарина, действуя в целях получения взятки за незаконное бездействие в крупном размере по предварительному сговору с Васильевым предложила руководителю Агрофирмы «Козон» Авдаляну, прибывшему по повестке в отдел УФМС г.Пскова, передать взятку в виде денежных средств в сумме 1 млн. рублей, т.е. в крупном размере, за сокрытие выявленного правонарушения и освобождение ООО Агрофирма «Козон» от административной ответственности. Однако на незаконное предложение о передаче взятки Авдалян ответил категорическим отказом, в результате чего по независящим от Васильева и Шамариной обстоятельствам задуманное ими преступление не было доведено до конца.

В дальнейшем 14 марта Шамарина составила протокол о совершении ООО Агрофирма «Козон» административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 18.9 КоАП РФ, на основании которого 25 марта Васильев вынес постановление о привлечении ООО Агрофирма «Козон» к административной ответственности и наложении административного взыскания в виде штрафа на общую сумму 4 млн. 500 тыс. рублей. Считая данное решение незаконным, Авдалян обжаловал его в арбитражный суд и обратился с заявлением о незаконных действиях должностных лиц в правоохранительные органы.

Таким образом, своими умышленными действиями Васильев совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 30, п. «а», «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ.

Статья 30 УК РФ: Приготовление к преступлению и покушение на преступление
1. Приготовлением к преступлению признаются приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.

Статья 290 УК РФ: Получение взятки
1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) —
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
г) в крупном размере, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Эпизод 2

Он же, являясь должностным лицом, получил взятку в виде денег за незаконное бездействие в пользу взяткодателя группой лиц по предварительному сговору при следующих обстоятельствах:

Приказом начальника УФМС России по Псковской области от 4 мая 2008 года на заместителя начальника отдела УФМС г.Пскова Васильева возлагалось исполнение служебных обязанностей по должности начальника отдела УФМС г.Пскова на период с 10 мая по 24 июня 2008 года в связи с предоставлением начальнику отдела Виноградову очередного ежегодного отпуска.

Как временно исполняющий обязанности руководителя отдела Васильев был наделен полномочиями по общему руководству и организации взаимодействия между отделениями отдела по учету проделанной работы и контролю за деятельностью сотрудников отдела и другим общим вопросам деятельности отдела.

30 мая 2008 года около 14 часов к старшему инспектору отделения по делам миграции УФМС г. Пскова Шамариной обратились представители ООО «Северная звезда 2003» Уланов и Иванова за разъяснениями по поводу последствий привлечения к административной ответственности их иностранного работника за нарушение режима пребывания в РФ по ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ.

Статья 18.8 КоАП РФ: Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации
1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, —
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Поскольку данное нарушение свидетельствовало о наличии в деятельности ООО «Северная звезда 2003» признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.9 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наказание в виде штрафа от 400 до 500 тыс. рублей за каждого иностранного рабочего, Шамарина, являющаяся должностным лицом, используя вышеуказанный повод, решила предложить своему руководителю Васильеву, также являющемуся должностным лицом, в компетенцию которого входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, получить от представителей указанной выше организации взятку в виде денежных средств в сумме 30 тыс. рублей за неисполнение своих служебных обязанностей, предусматривающих проведение проверки сообщения о совершенном административном правонарушении и привлечении ООО «Северная звезда 2003» к административной ответственности за нарушение правил пребывания иностранных граждан по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ, о чем незамедлительно сообщила Васильеву, который ответил согласием.

В тот же день после 14 часов Васильев, будучи обязан принять меры по организации надлежащей проверки выявленного Шамариной правонарушения и привлечении виновных к административной ответственности, действуя умышленно из корыстных побуждений, используя свои должностные полномочия вопреки интересам службы, находясь в служебном кабинете №1 вступил с Шамариной в преступный сговор для получения незаконного денежного вознаграждения за незаконное бездействие, после чего Шамарина ожидавшим ее Уланову и Ивановой передать в качестве взятки денежные средства в сумме 30 тыс. рублей за сокрытие выявленного правонарушения и освобождение ООО «Северная звезда 2003» от административной ответственности, на что последние согласились.

Реализуя свой преступный умысел в период с 30 мая по 02 июня 2008 года Васильев совместно с Шамариной разработал план, согласно которому предполагалось, что представили ООО «Северная звезда 2003» в назначенное Шамариной время прибудут к зданию отдела УФМС г.Пскова и под визуальным наблюдением последних поместят денежные средства в сумме 30 тыс. рублей в салон принадлежащей ей автомашины «Хонда», после чего покинут место передачи взятки, а Васильев спустя некоторое время, удостоверившись в том, что факт передачи денежных средств остается незамеченным изымет их из транспортного средства и впоследствии разделит их с Шамариной. Полагая, что данный способ получения взятки исключает возможность изобличения их в совершении преступления Шамарина по договоренности с Васильевым назначила представителям ООО «Северная звезда 2003» Уланову и Ивановой встречу для передачи денежных средств у здания УФМС России по Псковской области в г.Пскове, по адресу Псков, ул. Горького д. 51.

03 июня 2008 года около 8-30 Шамарина, действуя в соответствии с разработанным планом встретилась с представителями ООО «Северная звезда 2003» Улановым и Ивановой и сообщила им о механизме передачи взятки, после чего Иванова оставила деньги в сумме 30 тыс. рублей на заднем сиденье принадлежащей Шамариной и предварительно открытой ею автомашине «Хонда», припаркованной возле здания отдела УФМС г.Пскова. Разговаривая с Улановым, Шамарина издали контролировала процесс помещения денег в ее транспортное средство. Желая удостовериться в отсутствии угрозы разоблачения правоохранительными органами около 13 часов того же дня Шамарина, не извлекая взятки из автомашины совершила на данном транспортном средстве поездку по городу Пскову, после чего вернулась к зданию отдела УФМС в г.Пскове, где согласно плану Васильев ожидал ее возвращения и сообщения о получении денег.

03 июня после 14 часов, дождавшись возвращения Шамариной, Васильев вышел из здания УФМС г.Пскова и, убедившись в отсутствии угрозы разоблачения извлек из автомашины «Хонда» переданные в качестве взятки представителями ООО «Северная звезда 2003» денежные средства в сумме 30 тыс. рублей, т.е. лично получил совместно с Шамариной взятку. Разделить полученные деньги с последней, а также распорядиться полагающейся ему частью денежных средств он не смог по причине задержания с поличным сотрудниками ФСБ России по Псковской области после возвращения в служебный кабинет.

Таким образом, своими действиями Васильев совершил преступление, предусмотренное пунктом «а» ч. 4 ст. 290 УК РФ.

Из обвинительного заключения Шамариной

Шамарина Наталья Михайловна обвиняется в том, что она, являясь должностным лицом, вступил в сговор с Васильевым для совершения преступления умышленного создания условий для совершения престуления совершил действия, не достигшие преступного результата по независящим от него обстоятельствам, направленные на приготовление к получению взятки лично в виде денег за незаконное бездействие в пользу взяткодателя группой лиц по предварительному сговору в крупном размере при следующих обстоятельствах.

Приказом и.о. начальника управления УФМС по Псковской области от 03 марта 2006 года Шамарина назначена на должность старшего инспектора отделения по делам миграции отдела УФМС г.Пскову.

В должностные обязанности Шамариной, согласно пунктам 2.5, 2.6, 2.11 должностной инструкции входит участие в мероприятиях по выявлению лиц, нарушающих миграционное законодательство РФ, осуществление производства по делам об административных правонарушениях, составление протоколов об административных правонарушениях.

День суда:

Далее повторяются обстоятельства от 06 -07 марта 2008 года и 30 мая – 03 июня 2008 года, изложенные в обвинительном заключении Васильева.

Таким образом, своими умышленными действиями Шамарина совершила преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 30, п. «а», «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ. А также преступление, предусмотренное пунктом «а» ч. 4 ст. 290 УК РФ.

Суд: Васильев, признаете ли вы себя виновным?
Подсудимый Васильев: Виновным в приготовлении получения взятки себя не признаю. А в получении взятки в размере 30 тыс. рублей признаю себя частично. Не согласен с квалификацией.

Суд: Шамарина, признаете ли вы себя виновной?
Подсудимая Шамарина: Виновной себя признаю частично. С Агрофирмой «Козон» полностью не признаю свою вину. Там имеют место оговоры. А по «Северной звезде» частично. Не согласна с квалификацией, фактические обстоятельства признаю.

Представитель Васильева адвокат Мамченко: я выскажу свое отношение к обвинению в прениях

Представитель Шамариной адвокат Назаренко: По Агрофирме «Козон» объективных доказательств не представлено в судебное заседание, обвинение в этой части необъективное, и не имеет место быть. Что касается эпизода по «Северной звезде», роль моей подзащитной иная и отличается существенно от предъявленного ей обвинения. Считаю, что ее роль заключается в классическом пособничестве. По квалификации нами заявлено ходатайство по ч. 1 ст. 290 УК РФ.

Показания подсудимые будут давать в конце судебного следствия.

Ранее: Обвиняемый Сергей Васильев остался под стражей
Слушание по делу о взятках в УФМС отложено

Прокомментировать

Subscribe to RSS Feed

Яндекс.Метрика