Гособвинение, защита и потерпевший выразили единодушие в вопросе назначения наказания

2 ноября в Псковском областном суде продолжилось судебное заседание по делу Николая Никифорова— помощника дежурного, избившего гражданина в отделении милиции. Потерпевший, прокурор и защитник сошлись во мнении, что наказание для подсудимого должно быть условным.

Документ советских времен

В начале судебного заседания к материалам дела был приобщен документ, подписанный потерпевшим гражданином Юрия Цветковым о том, что компенсация морального вреда подсудимым Никифоровым в сумме 70 тысяч, которую он добровольно согласился выплатить, выплачена в полном объеме. Кроме того, Цветков в письменном виде выразил свое отношение к наказанию своего обидчика. Он согласился, что, возможно, в случившемся есть и его доля вины. Все это потерпевший подтвердил и на словах в судебном заседании. Он просил суд назначить подсудимому наказание, не связанное с лишением свободы.

Также защита приобщила к делу «документ советских времен» — обращение от рабочего коллектива Николая Никифорова, в котором ему дается положительная характеристика, и содержится аналогичная просьба о назначении наказания, не связанного с реальным лишением свободы.

В дополнение к судебному следствию подсудимый уточнил свою позицию, невнятно выраженную в прошлом заседании. Никифоров признал, что во время возникшего у него с Цветковым конфликта ударил его. Однако таких последствий он не ожидал и не хотел. Подсудимый сказал, что раскаивается и просит извинения.

Заслуживает меньшего наказания

Выступая в прениях, государственный обвинитель Галина Белик еще раз изложила все обстоятельства совершенного преступления. Эти обстоятельства подтверждаются в совокупности показаниями свидетелей, и, прежде всего, сотрудниками ППС, доставившими Цветкова в завеличенский отдел милиции: Алексеевым и Гвоздецким. При этом прокурор отметила неохоту, с которой те давали показания. Размеры помещения (2×3 метра) позволяют уверенно утверждать, что, находясь на этой площади вчетвером, двое сотрудников ППС не могли не видеть, не слышать и не понимать, что происходит между Никифоровым и Цветковым. Скудные пояснения ППСников Галина Белик списала на давность событий (прошло более трех лет) и ложно понятые дружеские интересы и понятие защиты чести и достоинства сотрудника милиции. И все же они дали показания, что видели, как Никифоров толкнул Цветкова, а затем замахнулся ногой, после чего последовал звук удара (самого удара ППСники не видели).

Подтверждается вина Никифорова показаниями потерпевшего и других свидетелей.

Прокурор не стала ставить под сомнение показания сотрудниц медвытрезвителя, которые заявили, что Цветков вел себя агрессивно. Однако же отметила, что, скорее всего, они перепутали его с кем-то другим ввиду давности событий и большого количества пьяных посетителей в праздничную ночь 24 февраля 2006 года.

Прокурор напомнила, что в результате преступных действий Никифорова, которых он и не отрицает, Цветкову был причинен тяжкий опасный для жизни вред здоровью. В результате ему удалили почку. При этом инвалидности он не получил.
Кроме того, преступление, квалифицированное по пп. «а», «в» ч.3 ст. 286 УК РФ, является должностным.

Галина Белик сообщила, что в самом начале рассмотрения данного уголовного дела, у нее было желание наказать преступника, причинившего столь тяжкий вред гражданину и дискредитировавшего своими действиями правоохранительные органы, по всей строгости закона. Напомним, что статья предусматривает наказание в виде лишения свободы от трех до десяти лет.

Однако в ходе судебного разбирательства прокурор увидела поведение подсудимого в суде и поняла, что он действительно раскаялся в содеянном. Никифоров вину свою признал, в настоящее время положительно характеризуется по работе, добровольно возместил оговоренную сумму причиненного морального ущерба. Гособвинитель полагает возможным применение ст. 73 УК РФ и назначить наказание условно. Кроме того, учитывая совокупность смягчающих обстоятельств, прокурор сочла возможным применение ст. 64 УК РФ (назначение более мягкого наказание) и не дополнять наказание запретом занимать определенные должности, поскольку это нецелесообразно. Подсудимый из правоохранительных органов давно уволен, а с судимостью его все равно туда не возьмут.

Государственное обвинение поддержало требования потерпевшего (гражданского истца) о возмещении материального и морального вреда, а также понесенных расходов на услуги юриста. Прокурор напомнила, что Цветков требует в качестве возмещения морального вреда 430 тысяч рублей. А по сложившейся практике суды за убийство людей присуждают к выплате 250-300 тысяч рублей. Однако, в случае с убийством, возмещаются страдания родственников от потери близкого человека. В данном же случае речь идет о страданиях понесенных самим потерпевшим. Их тяжесть позволяет, по мнению прокурора, при определении суммы ущерба руководствоваться судебной практикой по убийствам.

Отметим, что о подобной позицию в начале судебного заседания высказался и представитель Управления федерального казначейства Псковской области – ответчика по гражданскому иску потерпевшего.

Прокурор просила суд назначить наказание в виде четырех лет лишения свободы условно с испытательным сроком три года.

Акценты защиты

Адвокат подсудимого согласился с выступлением прокурора, и, выступая в прениях, лишь расставил акценты. Он отметил, что суду обязательно нужно учесть состояние Цветкова, который был сильно пьян, причем, скорее всего не ограничился бутылкой пива (напомним, что потерпевший говорил о двух бутылках пива). Вторым важным моментом является то, что Цветков вошел в помещение дежурной части, где ему было нельзя находиться, и таким образом дал повод к совершению тяжкого преступления. Безусловно, Никифоров не должен был превышать должностные полномочия, но превысил. Однако важным является то, что он не желал наступления каких-то последствий. Его действия – это реакция сотрудника органов внутренних дел на неподчинение гражданина. При этом адвокат уточнил, что действия, конечно, были неадекватные.

Также защитник обратил внимание на положительные качества личности обвиняемого. Он отметил, что нужно иметь мужество, чтобы рассказать в трудовом коллективе о том, что произошло.

Адвокат напомнил, что целью наказания является исправление осужденного и социальная справедливость.

Адвокат: Своими действиями он доказывает, что ему не нужно исправляться в изоляции от общества, он ведет нормальный образ жизни.

Адвокат подсудимого поддержали и то наказание, которое просила у суда прокурор.

Подсудимый Николай Никифоров в последнем слове еще раз добавил, что не хотел наступления последствий, раскаивается и просит прощения.

Приговор будет оглашен судьей Игнатовым Александром Николаевичем 3 ноября 2009 года.

Ранее: 3,5 года потребовалось для привлечения к ответственности дежурного, избившего гражданина в отделении милиции
Псковский городской суд выяснял, что значит «возня» на сленге сотрудников милиции

Главный свидетель и обвиняемый по делу дежурного милиции дали показания

Прокомментировать

Subscribe to RSS Feed

Яндекс.Метрика