- День суда - http://densuda.ru -

Врача-хирурга, виновного в смерти пациента, не лишили права заниматься медицинской деятельностью

Posted By admin On 26.09.2010 @ 13:14 In Дела,Уголовные | 25 Comments

24 сентября судья Псковского городского суда Шекера Ольга Станиславовна признала врача-хирурга Мащенко Лидию Адамовну виновной в причинении смерти  по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения ею своих профессиональных обязанностей (ч.2 ст. 109 УК РФ).

14 января 2008 года в 23-45 в приемное отделение МУЗ Псковская городская больница бригадой скорой медицинской помощи был доставлен Феоктистов Сергей Викторович с подозрением на острый аппендицит. После осмотра дежурным врачом Феоктистов был  госпитализирован в палату №5 первого хирургического отделения больницы. С 15 января 2008 года лечение Феоктистова проводила врач-хирург высшей категории Мащенко, которая обладает необходимым объемом знаний и навыков по своей специальности, имела стаж работы по специальности хирурга свыше 27 лет. 14 февраля 2008 года пациент скончался.

Пациенту требовалась операция, а врач-хирург проводила симптоматическое лечение

Судом установлено, что клинический и окончательный диагнозы пациенту поставлены неправильно. Ошибка установления диагноза вызвана, в том числе, не применением ряда методов исследований, которые можно провести в условиях городской больницы. Врач-хирург Мащенко проводила консервативное лечение (без хирургического вмешательства) Феоктистова от панкреотита. Тогда как патологоанатомическое исследование установило, что он скончался от перитонита (гнойного воспаления брюшины), явившегося следствием прободения одной из хронических язв 12-перстной кишки при явлениях интоксикации и сердечно-сосудистой недостаточности.

На основании показаний свидетелей – врачей городской больницы и материалов дела судом установлено, что Мащенко не провела диагностических мероприятий для подтверждения установленного ею диагноза – панкреатит (воспаление поджелудочной железы), который в конечном итоге и не подтвердился. Вместе с тем данные УЗИ от 15,21 и 28 января 2008 года свидетельствовали о наличии в брюшной полости свободной жидкости, что является признаком перитонита (воспаления брюшины). Кроме того 28 января УЗИ выявлено поддиафрагмальный абсцесс (гнойник, ограниченный перитонит). Перитонит и жидкость под куполом диафрагмы – абсолютные показания к оперативному лечению. Больному не проведена компьютерная томография брюшной полости, которая бы выявила гнойники и инфильтрат вокруг прободной язвы. Не выполнено исследование мочи и крови на фермент поджелудочной железы – амилазу, которое бы подтвердило или опровергло диагноз панкреатит. Не выполнены и другие исследования, в том числе диагностическая лапароскопия и лапаротомия (ревизия органов брюшной полости). При проведении этих исследований у врача была возможность установить правильный диагноз, при котором требовалось экстренное хирургическое лечение: ушивание язвы или резекция желудка. Но врач-хирург Мащенко продолжала консервативное лечение до момента смерти. Операция была назначена по согласованию с заведующим 1-м хирургическим отделением на 4 февраля, однако в этот день пациент скончался.

Не предвидя возможного наступления общественно-опасных последствий своего бездействия, хотя при необходимой степени предусмотрительности она должна была и могла предвидеть эти последствия, ненадлежащее отнеслась к исполнению своих профессиональных обязанностей в нарушение ст.58 Закона РФ «Об охране здоровья граждан», в соответствии с которым лечащий врач обязан организовать своевременное и квалифицированное обследование и лечение пациента, в нарушение п.1 ч. 2 должностной инструкции врача-хирурга МУЗ Псковская городская больница, не провела достаточное обследование пациента Феоктистова, не установила правильный диагноз и не оказала необходимого лечения. Вследствие бездействия Мащенко 4 февраля 2008 года пациент скончался. Между бездействием Мащенко и смертью пациента имеется прямая следственная связь.

Что могла, то могла

Подсудимая Мащенко в судебном заседании виновной себя не признала и показала, что она внимательно и добросовестно выполняла свои обязанности по лечению больного Феоктистова. Все необходимые диагностические мероприятия и исследование анализов назначила, однако данных, свидетельствующих о язвенной болезни и перитоните у Феоктистова, они не дали. По ее словам, объективно подтверждался диагноз острый панкреатит, поддающийся консервативному лечению. Выявленные у Феоктистова свободная жидкость, абсцессы в брюшной полости, увеличение скорости оседания эритроцитов, лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево, признаки функциональной тонкокишечной непроходимости, а также боли в левом подреберье были восприняты ею как симптомы панкреатита.

Мащенко заявила, что язвенная болезнь у Феоктистова носила атипичный характер и протекала под маской «панкреатита». То есть имелись объективные причины, из-за которых она заблуждалась при постановке диагноза Феоктистову:

  • позднее поступление в больницу больного с осложнениями;
  • все диагностические методы не определили ни язвы ни перфорации в ранний период с 14 по 17.01.2008;
  • «атипичная картина пошла по атипичной клинике»;
  • ожирение больного;
  • диагноз никем не был установлен по исследованиям, а при диагностике пациента принимало участие четыре врача.

В последнем слове Мащенко Лидия Адамовна отметила, что здравоохранение находится в кризисном положении. Врачи перегружены, в больнице нет лаборатории и специалистов, умеющих читать УЗИ. Ни один анализ, сделанный пациенту, не говорил о язве. Кроме того, обвинением вменялось то, что врач-хирург не проводила повторного исследования, однако повторные исследования проводятся лишь при ухудшении состояния больного. А жалоб у Феоктистова не было. Также Мащенко отметила, что другие врачи соглашались с ее лечением.

Более того, подсудимая сообщила, что ушивание язвы, которое она, по словам других специалистов, должна была провести, не помогло бы в данном случае. Болезнь у пациента была настолько запущенной, что операция, проведенная даже 14 января, по мнению Мащенко, не привела бы к положительному результату. Если бы она знала о язве, если бы ей помогли ее обнаружить, то она бы, конечно, прооперировала. Но вряд ли это бы помогло.

Мащенко просила родственников погибшего пациента извинить ее за то, что не смогла помочь ему.

Подсудимая Мащенко: Что могла, то могла…

Отметим, что потерпевшая мать пациента на вопрос адвоката, прощает ли она подсудимую, ответила отрицательно. Ее позиция строилась на том, что о прощении можно было бы говорить только,  если бы та с самого начала признала свою вину и попросила простить, а не сейчас, спустя 2,5 года притом, что вину врач так и не признала.

Без лишения права заниматься медицинской деятельностью

Суд пришел к выводу, что перечисленные подсудимой объективные причины, послужившие установлению больному неправильного диагноза, опровергаются доказательствами и не соответствуют действительности. А при установлении правильного диагноза и проведения оперативного вмешательства у Феоктистова сохранялись высокие шансы на сохранение жизни. Сопутствующие заболевания ухудшали состояние больного, но на течение основного заболевания не влияли.

При назначении наказания суд учел, что Мащенко Лидия Адамовна впервые совершила преступление средней тяжести, коллектив врачей ходатайствовал о смягчении наказания, а отягчающих обстоятельств не установлено. Учитывая тяжкие последствия преступления, суд счел необходимым назначить наказание в виде лишения свободы. А учитывая данные о личности, суд пришел к выводу, что исправление осужденной возможно без реального отбытия наказания.

Суд: При назначении наказания суд также учитывает наличие диагностических ошибок, допущенных другими специалистами, отсутствие контроля со стороны заведующим отделением и начмеда за правильностью проводимого лечения, в связи с чем полагает возможным не назначать подсудимой Мащенко дополнительного наказания в виде лишения права заниматься медицинской деятельностью.

Псковский городской суд признал виновной Мащенко Лидию Адамовну в совершении смерти по неосторожности в следствии ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей (ч.2 ст. 109 УК РФ) и назначил наказание в виде 2 лет лишения свободы условно без лишения права занимать определенные должности с испытательным сроком 2 года. Также суд удовлетворил гражданские иски потерпевшей к МУЗ «Псковская городская больница» в размере 36 тысяч рублей (материальный ущерб) и 250 тысяч рублей (компенсация морального вреда).

Приговор может быть обжалован в течение 10 дней.

Добавим, что ранее судья Псковского городского суда Никитина оправдала Мащенко Лидию Адамовну, а коллегия Псковского областного суда сочла оправдательный приговор не соответствующим закону и направила дело на новое рассмотрение.

Добавим также, что 22 мая 2008 года подкомиссия по подтверждению квалифицикационных категорий специалистам с высшим профессиональным образованием хирургического профиля вручу Мащенко Л.А. отказано в подтверждении «высшей квалификационной категории по специальности «хирургия». Данное решение подкомиссия приняла по результатам исследования пяти историй болезни, при которых выявлены серьезные ошибки в исполнении фукциональных обязанностей Мащенко в лечебно-диагностическом процессе и ведении медицинской документации.

Примечание: Определением судебной коллегии по уголовным делам Псковского областного суда приговор Псковского городского суда в отношении Мащенко Л.А. оставлен без изменения, жалоба осужденной — без удовлетворения.

Источник: День суда [1]

Ранее: Отменен оправдательный приговор хирургу, обвиняемому в причинении смерти пациенту по неосторожности [2]


Article printed from День суда: http://densuda.ru

URL to article: http://densuda.ru/2010/09/mashenko-2/

URLs in this post:

[1] День суда: http://densuda.ru

[2] Отменен оправдательный приговор хирургу, обвиняемому в причинении смерти пациенту по неосторожности: http://densuda.ru/2010/07/13/mashenko/

© 2009 День суда