Иски о защите чести, достоинства и деловой репутации к средствам массовой информации. Дипломная работа

Введение
Потоки информации в XXI веке достигают невиданных ранее объемов. Возможность быстро получить достоверную информацию о том или ином событии, человеке, продукте — основа современного делового мира. Одна и та же достоверная информация при различном ее применении может оказаться и полезной, и вредной. А недостоверная информация даже сама по себе является элементом, нарушающим нормальный ход вещей, не говоря уже о масштабах вреда, который она может причинить. Поэтому информация является ценностью, которая требует правового регулирования и защиты.
В настоящее время, в период декларируемой гласности и открытости существует тонкая грань между правом выражать свое мнение и правом другого лица на честное имя, личную тайну, деловую репутацию.
Статья 29 Конституции РФ 1 гарантирует право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Эта же статья каждому гарантирует свободу мысли и слова, свободу массовой информации, запрещает цензуру.
В свою очередь статья 23 Конституции РФ гарантирует право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени.
На международном уровне имеется аналогичное разделение прав. Часть 1 статьи 10 Европейской Конвенции о правах человека и основных свобод 2 гарантирует свободное выражение мнения, получение и распространение информации и идей. А часть 2 статьи 10 допускает ограничение этой свободы в случаях, представляющих опасность для национальных интересов страны, территориальной целостности, общественного порядка, прав граждан.
Достижение баланса этих прав — задача современного общества и государства, на пути решения которой имеется множество проблем и разногласий.
Действующее законодательство России предусматривает, что честь, достоинство и деловая репутация могут быть защищены как гражданско-правовыми, так и уголовно-правовыми средствами.
Институт защиты чести, достоинства и деловой репутации в разных формах известен с древности. Долгое время роль уголовно-правовых средств защиты была более значимой. Показательно, что уголовно-правовые нормы о защите чести, достоинства и деловой репутации действовали со времен «Правды» Ярослава Мудрова. Тогда как соответствующие нормы гражданского права были не всегда, так в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. они они отсутствовали.
Сегодня в правовых государствах защита чести, достоинства и деловой репутации возложена главным образом на гражданско-правовые средства, хотя оба способа защиты личных неимущественных прав, неотделимых от их обладателя, могут при известных обстоятельствах реализовываться независимо друг от друга или следуя друг за другом. В то же время необходимо учитывать, что гражданско-правовой способ защиты намного шире, т.к. позволяет дать отпор как гражданам, так и юридическим лицам, защитить не только честь, достоинство, но также и деловую репутацию.
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что исследование правовых механизмов защиты чести, достоинства и деловой репутации приобретает первостепенное значение в современном обществе, где с каждым днем растет количество способов донести информацию до неопределенного круга лиц. Количество недостоверной, дискредитирующей, порочащей информации растет пропорционально росту самих информационных потоков, особенно этому способствует Интернет. Механизмы защиты от посягательств на честь, достоинство и деловую репутацию должны идеально работать, создавать гарантии надежной защиты нарушенных прав, компенсации вреда и убытков, не ограничивая при этом свободу слова и мнений.
Среди исков о защите чести, достоинства и деловой репутации иски, поданные к средствам массовой информации, занимают особое место. Ведь именно СМИ являются главными распространителями информации среди неопределенного круга лиц. Поэтому недостоверная порочащая информация, распространенная в СМИ, наносит значительно больше вреда, нежели такая же информация, сообщенная от одного лица другому лично. Кроме того, информация — основной объект, с которым работают журналисты. В некоторых случаях они имеют преференции в доступе к ней и распространении, что выделяет их из общего круга лиц, способных нанести ущерб чести, достоинству и деловой репутации. С одной стороны журналист не должен подвергать себя чрезмерному риску привлечения к ответственности, с другой — не должен боятся доносить до общества информацию, носящую критический или негативный характер.
Причина выбора данной темы дипломной работы заключается в том, что автору данной работы приходилось не раз сталкиваться с судебными спорами о защите чести и достоинства. Как гражданин, подававший соответствующий иск к газете, и впоследствии журналист, освещающий судебные процессы, автор не по наслышке знает о наличии спорных вопросов и проблем, имеющих место при рассмотрении судами гражданских дел по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации к средствам массовой информации. Именно поэтому автор выбрал данную тему для исследования, намереваясь в дальнейшем использовать полученные знания на практике.
Теоретической основой работы являются труды АнисимоваА.Л., Глискова А.А., основанные на изучении российского законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации в контексте его применения судами всех уровней, Федотова М.А., широко осветившего правовые основы деятельности журналистов и средств массовой информации в Российской Федерации, а также статьи Хавжоковой З.Б., Араевой Л.А. и Осадчего М.А., Бродской И.А., Губаевой Т., Муратова М., Пантелеева Б., Малеиной М.Н. Пальцевой Е.С., Панкратовой Н.А., Пирской О.Н.. В ходе написания данной дипломной работы автором были изучены материалы круглых столов и совещаний, проходивших как в России, так и за рубежом.
Целью дипломной работы является выработка предложений по совершенствованию действующего гражданского и гражданско-процессуального законодательства по названной проблематике.
Целью дипломной работы обусловлена постановка и решение следующих задач:
— определить понятия чести, достоинства, деловой репутации;
— проанализировать правовые основы судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации в сфере массовой информации;
— выделить условия судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации;
— рассмотреть порядок судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации в сфере массовой информации;
— исследовать способы восстановления нарушенного права на честь, достоинство и деловую репутацию;
— выявить проблемные аспекты защиты чести, достоинства и деловой репутации в сфере массовой информации по действующему гражданскому законодательству РФ;
— проверить соответствие законодательства и правоприменительной практики РФ международному праву;
Структура дипломной работы включает в себя введение, основную часть, заключение, библиографию и приложения. Во введении указывается актуальность и причины выбора данной темы, цель работы и задачи. Основная часть разбита на три главы. Первая глава посвящена основным понятиям и правовым основам института защиты чести, достоинства и деловой репутации. Во второй главе раскрывается порядок и условия судебной защиты, в частности даны ответы на вопросы: кто может быть истцом и ответчиком по искам данной категории, каков предмет доказывания по этим искам, какая ответственность ответчика предусмотрена, и в каких случаях он от нее освобождается. Третья глава посвящена проблемным вопросам института защиты чести, достоинства и деловой репутации, связанным со взаимодействием гражданского права с уголовным правом, международным частным правом и избирательным правом. В заключении содержатся выводы и предложения, выносимые на защиту. Библиография включает в себя перечень нормативных актов, научной литературы и юридической практики, которые были использованы при написании дипломной работы. В приложении приводится статистика рассмотрения исков о защите чести, достоинства и деловой репутации к средствам массовой информации, а также схема и таблица, посвященные правовым основам данных исков.
При написании данной работы использовались решения Конституционного суда, Постановления Пленума Верховного суда РФ, информационные письма Высшего арбитражного суда РФ, а также обзоры практики Псковского городского суда, Федерального арбитражного суда Уральского округа, Верховного Cуда Республики Тыва, решения арбитражных судов и судов общей юрисдикции по конкретным делам, статьи в средствах массовой информации, ставшие предметом судебных разбирательств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

2 комментария к записи “Иски о защите чести, достоинства и деловой репутации к средствам массовой информации. Дипломная работа”

  1. Величайшая несправедливость судов в вопросах защиты Чести и Достоинства заключается в крючкотворстве формулировок «Оценочные суждения» , «порочность», которые позволяют произвольно — как кому захочется выносить вердикт. Следует понять ГЛАВНОЕ — Честь это категория САМОГО обиженного, а никак не Европейского суда либо третьих лиц. В этой связи ГЛАВНЫМ является в этом процессе выяснение вопроса обидные фразы соответствуют действительности либо нет (в том числе косвенным образом либо грубым намеком — оскорбительным для Чести истца). Честь будет защищена, если суд признает фразы не соответствующими действительности, хотя бы и откажет в иске!!! Далее: вполне возможны и права второй стороны — ответчика, который также имеет право на свое мнение и он вправе доказать, что это его МНЕНИЕ было — ОЦЕНОЧНЫМ СУЖДЕНИЕМ, за которое суд не имеет права ответчика наказывать. В наших же судах все перепутано — отказывают в иске СПРАВЕДЛИВО по наличию мнения (ответчик защищен), но еще больше оскорбляют Честь истца тем обстоятельством, что в решении четко не отражают соответствует ли оскорбительные фразы истине и действительности либо не соответствуют.

  2. Юлия:

    Спасибо за качественную и глубокую работу, полезную юристам-практикам и журналистам.

Прокомментировать

Subscribe to RSS Feed

Яндекс.Метрика