- День суда - http://densuda.ru -

Решение Псковского городского суда о ликвидации АНО ЦСП «Возрождение»

Posted By admin On 15.03.2017 @ 17:02 In Гражданские,Дела | No Comments

На сайте Псковского городского суда опубликован текст решения по делу о ликвидации АНО ЦСП «Возрождение». Напомним, что 31 января Псковский городской суд вынес решение об удовлетворении требований Минюста и ликвидации организации.
посмотреть на сайте суда [1]

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
**.**. 2017 г. г.Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Падучих С.А.,

при секретаре Федоровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Псковской области к автономной некоммерческой организации «Центр социального проектирования «Возрождение» о ее ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Псковской области (далее — также Управление) обратилось в суд с административным иском к автономной некоммерческой организации «Центр социального проектирования «Возрождение» (далее также — АНО «Возрождение», Организация) о ее ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование иска Управление указало, что АНО «Возрождение» является юридическим лицом — некоммерческой организацией, включенной **.**.2014г. в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

На протяжении последнего времени в своей деятельности данная Организация систематически нарушает требования законов и иных нормативных актов.

Так, в Едином государственном реестре юридических лиц и уставе Организации содержатся недостоверные сведения о ее юридическом адресе: г.Псков ул.Я.Ф. д.№ ** , хотя в действительности по данному адресу Организация не располагается с июня 2015г. Представленные Организацией Управлению сведения о ее новом адреса: г.Псков ул.Т. д.№ ** при проведении проверок своего подтверждения не нашли — Организация по этому адресу физически также не находится. Таким образом, Организация в нарушение требований ч.7 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон) не предоставляет Управлению и в ЕГРЮЛ достоверные и актуальные сведения о своем местонахождении, имеющиеся сведения недостоверны. По данному факту Организация уже дважды привлекалась к административной ответственности постановлениями мирового судьи.

Управлением трижды, а именно **.**.2014г., **.**.2015г. и **.**.2015г. Организации выдавались предупреждения об устранении нарушений закона в ее деятельности. Однако, изложенные в предупреждениях требования Организацией в установленные сроки исполнены не были, что само по себе является административным правонарушением. За неисполнение двух последних предупреждений Организация постановлениями мирового судьи дважды привлекалась к административной ответственности.

Устав Организации требованиям действующего законодательства не отвечает.

Так, хотя Устав предусматривает предоставление Организацией услуг в сфере образования и охраны здоровья, однако, в нем, в нарушение требований п.3 ст.14 Закона и п.2 ст.25 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отсутствуют сведения о типе образовательной организации, ее учредителях, видах реализуемых образовательных программ и т.д.

В нарушение требований ч.2 ст.24 Закона в уставе не содержится сведений об основном и дополнительных видах экономической деятельности Организации, нет этих сведений и в ЕГРП.

В нарушение требований п.1 ст.28 Закона, ст.181.2 ГК РФ устав не содержит положений о порядке документального оформления заседаний Совета Организации.

Положения п.5.3 устава о том, что Организация может быть преобразована в общественную либо религиозную организацию либо в фонд противоречит п.7 ст. 123.24 ГК РФ.

В нарушение требований ч.3 ст.10 Закона устав Организации не содержит порядка надзора за ее деятельностью со стороны учредителей.

Также Управлением выявлены нарушения требований п.4 ст.181.2 ГК РФ при оформлении протоколов заседаний Совета Организации от **.**.2014г. №1, от **.**.2013г. №5-У, от **.**.2014г. №2014-1, где нет сведений о времени проведения заседаний, лицах проводящих подсчет голосов.

Помимо этого, в нарушение требований п.12 ч.5 ст.6 Федерального закона от 06.12.2011г. №402 «О бухгалтерском учете» Организация применяет упрощенный способ ведения бухгалтерского учета, на что не имеет права, как организация, включенная в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Организация не исполняла и не исполняет должным образом обязанности по предоставлению Министерству юстиции РФ обязательной отчетности, предусмотренной для организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. За это Министерством юстиции РФ Организации дважды выносились предупреждения и она была привлечена постановлением мирового судьи к административной ответственности.

Штрафы по указанным постановлениям о привлечении Организации к административной ответственности на общую сумму более 70.000 руб. ей не оплачиваются.

В ходе проверок установлено, что АНО «Возрождение» фактически свою деятельность прекратило, мероприятий, связанных с достижением уставных целей не осуществляет, физического местонахождения не имеет.

С учетом изложенного, так как АНО «Возрождение» грубо нарушает действующее законодательство РФ, неоднократно не исполняет требования Минюста России и решения мирового судьи, не исполняет свои обязанности, как организация, выполняющая функции иностранного агента, Управление просило суд ликвидировать АНО «Возрождение» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по изложенным основаниям, отметив, что требует ликвидации ответчика, как по п.10 ст.32 Закона, так и за неоднократные грубые нарушения законодательства, то есть по основанию, предусмотренному ст.61 ГК РФ.

Также указал, что согласно уставу высший орган управления Организации — Совет ее Учредителей — должен состоять минимум из 5 человек. Однако, с **.**.2015г.он состоит только из 4 человек, ввиду чего в настоящее время все решения высшего органа управления Организации принимаются им в незаконном составе.

Дополнительно пояснил, что организация несколько раз обращалась с заявлениями в Министерство юстиции РФ об исключении ее из реестра организаций, осуществляющих функции иностранного агента. В соответствии с законом для рассмотрения этих заявление по существу Министерство юстиции РФ поручало Управлению провести проверки Организации. Однако, каждый раз само АНО «Возрождение» не могло обеспечить их проведение, так как не могло показать инспекторам Управления места своего фактического нахождения, предъявить в нем документацию для проверки, то есть препятствовало проверкам. Также Организация три раза сдавала в Управление новую редакцию устава и сопутствующие документы для регистрации, однако, каждый раз они имели существенные недостатки, ввиду чего Управление было вынуждено отказывать во внесении соответствующих изменений в устав и иные данные Организации. Ни один из отказов Организацией оспорен не был.

Директор АНО «Возрождение» в судебном заседании пояснил, что Организация с момента включения ее в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, действительно, деятельности, направленной на выполнение уставных задач не ведет, но при этом сама по себе продолжает функционировать — проводятся заседания органов управления, им проводится работа по исключению Организации из вышеуказанного реестра. При таких обстоятельствах и так как штат Организации состоит только из одного человека — самого директора, который при этом исполняет данную функцию лишь по совместительству, имея иное основное место работы, — необходимости иметь какое-либо конкретное помещение, хранить там документы, обеспечивать наличие там сотрудников у Организации нет. Адрес г.Псков ул.Я.Ф. д.№ ** является действительным, так как Организация получает там всю необходимую почтовую корреспонденцию, в том числе от государственных органов.

Указанные истцом недостатки в уставе Организации имеют место, так как он принимался еще в 1997 году. Организация трижды предпринимала попытки внести в него исправления, однако, Управление каждый раз отказывало Организации в этом по различным причинам.

Хотя Организация считает, что не должна находиться в реестре организаций, выполняющих функции иностранного агента, и не ведет никакой деятельности, как иностранный агент, однако, в целях соблюдения требований закона в настоящее время ею Министерству юстиции РФ предоставлены все необходимые отчеты.

Бухгалтерскую отчетность организация ведет по обычной, а не упрощенной форме, доводы истца об этом необоснованны.

На основании изложенного в удовлетворении иска просил отказать.

Представитель АНО «Возрождение» по доверенности позицию директора Организации поддержал и дополнительно указал, что все отмеченные в иске нарушения в настоящее время либо устранены, либо Организация предпринимает меры к их устранению, либо они не являются существенными и неустранимыми, а также не могут быть квалифицированы, как неоднократные. В частности, Организация вновь собрала необходимый пакет документов для внесения изменений в устав Организации и другие ее сведения о ней и готовится его подать в Управление в четвертый раз.

Кроме того, указал, что административный истец в обоснование иска сослался лишь на нарушение Организацией требований п.10 ст.32 Закона, которая предусматривает ликвидацию некоммерческой организации не за любые нарушения требований закона, а только за неоднократное непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей.

В настоящее время предусмотренные ст.32 Закона отчеты Организацией на сайт Министерства юстиции РФ загружены, сведения о новом адресе Организации истцу неоднократно предоставлялись, в связи с чем оснований для ликвидации АНО «Возрождение» по п.10 ст.32 Закона не имеется, а ссылки истца на иные нарушения, с учетом избранного им основания иска, правового значения не имеют, суд сам изменять основания иска не вправе. Ссылка представителя истца в судебном заседании на ст.61 ГК РФ принята быть не может, так как сделана в ненадлежащей процессуальной форме.

Представитель заинтересованного лица — МИФНС России №1 по Псковской области — решение по делу оставил на усмотрение суда, возражений по существу иска не высказал.

Представители заинтересованных лиц — УФНС России по Псковской области, УПФ России в г.Пскове и Псковском районе, УФССП России по Псковской области — в судебное заседание не явились, ранее представляли письменные позиции, в которых решение по делу оставляли на усмотрение суда, возражений по существу иска не высказывали.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Участниками гражданских правоотношений в Российской Федерации являются граждане и юридические лица (ч.2 ст.1, подраздел 2 раздела I ГК РФ).

Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ч.1 ст.48 ГК РФ) и которая создается на основании соответствующего решения учредителей о ее создании (ст.50.1 ГК РФ).

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели (некоммерческие организации) и создающиеся для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (ч.1 ст.50 ГК РФ, ст.2 Закона).

По общему правилу юридические лица ликвидируются по решению создавших их учредителей (участников) или по решению органа управления такого юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом (ч.2 ст.61 ГК РФ), что соответствует закрепленному в ст.1 ГК РФ принципу осуществления гражданами и юридическими лицами своих гражданских прав лишь своей волей и в своем интересе и принципу недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.

В тоже время другим не менее важным принципом гражданского права является принцип добросовестности, согласно которому при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений обязаны действовать добросовестно, никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч.2 и ч.3 ст.1 ГК РФ).

В связи с этим, п.3 ч.1 ст.61 ГК РФ закреплено, что юридическое лицо может быть также ликвидировано по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Дополнительное (специальное) основание для ликвидации некоммерческих организаций предусмотрено ч.10 ст.32 Закона, согласно которой уполномоченный орган обращается в суд с иском о ликвидации некоммерческой организации в случае неоднократного непредставления ей в установленный срок определенных данной статьей сведений о себе и своей деятельности.

Контроль за соблюдением некоммерческими организациями целей, для осуществления которых они созданы, и контроль за соблюдением ими при осуществлении их деятельности требований законодательства Российской Федерации, осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами при проведении федерального государственного надзора. При выявлении соответствующих нарушений данные органы вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации (п.4.1 ст.32 Закона; п.1 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004г. №1313; п.2, п.5, п.6, п.9 Положения «О федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 г. №705; п.96 Административного регламента Министерства юстиции РФ, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30.12.2011г. №456).

Таким образом, истец является уполномоченным органом и обладает полномочиями на обращение в суд с настоящим административным иском.

Рассматривая вопрос о правовых основаниях заявленного иска, суд приходит к выводу о том, что он заявлен истцом, как на основании ч.10 ст.32 Закона, так и на основании п.3 ч.1 ст.61 ГК РФ, на что указано в последнем и предпоследнем абзацах мотивировочной части искового заявления (т.1 л.д.9) и подтверждено представителем истца в судебном заседании, ввиду чего рассматривает иск по обоим этим основаниям.

Тот факт, что в исковом заявлении отсутствует ссылка на п.3 ч.1 ст.61 ГК РФ именно в виде номера данной статьи, значения не имеет, так как ст.125 и ст.262 КАС РФ, регламентирующие порядок оформления подобных исков, такого обязательного требования к их оформлению не предъявляют, а само содержание п.3 ч.1 ст.61 ГК РФ, как основания иска, приведено истцом в предпоследнем абзаце его мотивировочной части.

Рассматривая заявленные исковые требования истца на основании ч.10 ст.32 Закона и на основании п.3 ч.1 ст.61 ГК РФ, суд находит их обоснованными, так как АНО «Возрождение» действительно допускает в своей деятельности многочисленные и грубые нарушения требований законов и иных нормативных актов, не представляет надлежащим образом необходимые сведения о себе и своей деятельности, а именно:

Автономная некоммерческая организация «Центр социального проектирования «Возрождение» является юридическим лицом — некоммерческой организацией, зарегистрированной **.**.1997г. Администрацией г.Пскова, имеет ОГРН № ** , ИНН № ** (т.1. д.23).

Согласно п.2.1 устава Организации предметом ее деятельности является предоставление физическим и юридическим лицам услуг в области психологии, права, социологии, культуры, информации, образования, охраны здоровья граждан, издательской деятельности. Согласно п.2.2 Устава деятельность организации должна носить просветительский, научно-исследовательский и правозащитный характер, должна быть направлена на достижение социальных и благотворительных целей в интересах граждан и общества (т.1 л.д.14).

**.**.2014г. распоряжением Минюста России АНО «Возрождение» включено в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (т.1 л.д.43).

В силу ч.7 ст.32 Закона некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении своих сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Согласно п.»в» ч.1 ст.5 Федерального закона 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» к таким сведениям относятся в том числе адрес юридического лица.

В соответствии с ч.2 ст.54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица должна осуществляться по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно ч.3 ст.54 ГК РФ в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Исходя из выписки из ЕГРЮЛ в отношении АНО «Возрождение», она до настоящего времени имеет юридический адрес: г.Псков ул.Я.Ф. д.№ ** (т.1 л.д.23).

Однако, данный адрес является недостоверным, помещение по этому адресу на основании решения арбитражного суда было сдано Организацией Администрации г.Пскова по акту приема-передачи еще **.**.2015г. (т.2 л.д.251-268), постоянно действующего исполнительного органа или иного органа Организации по этому адресу не находится.

Организация сообщала Управлению (что представителем истца не оспаривается) о том, что имеет новый адрес: г.Псков ул.Т. д.№ ** .

Однако, из представленной суду совокупности документов следует, что этот адрес также является недостоверным, так как в действительности по нему помещения, которое бы на постоянной основе занимал постоянно действующий исполнительный или иной орган АНО «Возрождение», хранилась её документация, осуществлялась какая-либо фактическая деятельность, нет (т.1 л.д.52, 58, 68-70, т.2 л.д.194-198).

Таким образом, АНО «Возрождение» уже более двух с половиной лет (вместо трех дней) не представляет в адрес истца надлежащих достоверных сведений о своем новом адресе с подтверждением его документами, чем действительно грубейшим образом нарушает требования ч.7 ст.32 Закона.

Доводы ответчика о том, что Организация с учетом специфики своего положения (фактического отсутствия уставной деятельности, штата в один человек) в настоящее время может и не иметь никакого физического адреса (помещения) судом не принимаются, так как исходя из вышеприведенных норм закона это невозможно. Если юридическое лицо является действующим, оно обязано иметь достоверный юридический адрес, по которому обязан находиться постоянно действующий исполнительный или иной орган его управления, должна храниться документация юридического лица.

Указание на то, что Организация продолжает получать почтовую корреспонденцию по адресу: г.Псков ул.Я.Ф. д.№ ** правового значения не имеет, так как место получения почтовой корреспонденции местом нахождения юридического лица, с учетом приведенных норм закона, не является.

Этими же действиями АНО «Возрождение» **.**.2015г. совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.19.7 КоАП РФ, за что постановлением мирового судьи судебного участка №38 г.Пскова от **.**.2015г. было привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в сумме 3.000 руб. (т.1 л.д.55).

Согласно п.5 ч.5 ст.32 Закона в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, уполномоченный орган вправе вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.

Некоммерческая организация имеет соответствующую корреспондирующую обязанность исполнить такое предупреждение и устранить выявленные уполномоченным органом нарушения в установленный им срок. Неисполнение такой обязанности некоммерческой организацией является правонарушением, влекущим административную ответственность.

Истец трижды выдавал АНО «Возрождение» предупреждения об устранении нарушений требований законов: предупреждение №24-ПН от **.**.2014г. (т.1 л.д.40); предупреждение №1-ПН от **.**.2015г. (т.1 л.д.41); предупреждение №19-ПН от **.**.2015г. (т.1 л.д.62), однако, требования, содержащиеся в данных предупреждениях, Организацией в установленные в них сроки выполнены не были.

За это постановлениями мирового судьи судебного участка №38 г.Пскова от **.**.2015г. по делу №5-228/38/2015 и от **.**.2015г. по делу №5-654/38/2015 АНО «Возрождение» была привлечена к административной ответственности с назначением наказаний в виде штрафов в сумме 10.000 руб. (т.1 л.д.44) и 20.000 руб. (т.1 л.д.62) соответственно.

Устав Организации действительно имеет ряд положений, которые не соответствует требованиям закона.

Так, в нарушение требований ч.2 ст.24 Закона в уставе не содержится сведений об основном и дополнительных видах экономической деятельности организации. При этом в нарушение п.»п» ч.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ также отсутствуют коды видов экономической деятельности Организации по Общероссийскому классификатору.

Положения п.5.3 устава о том, что АНО «Возрождение» может быть преобразована в общественную либо религиозную организацию либо в фонд противоречит п.7 ст. 123.24 ГК РФ о том, что автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована только в фонд.

В нарушение требований ч.3 ст.10 Закона устав Организации не содержит порядка надзора за деятельностью автономной некоммерческой организации, осуществляемого ее учредителями.

Ссылки ответчика на то, что Организация уже трижды обращалась к истцу с заявлениями о внесении соответствующих изменений в устав и иные данные об организации и представляла необходимые документы, суд не принимает, так как данные обращения были ненадлежащими — по итогам их рассмотрения уполномоченный орган каждый раз (**.**.2015г., **.**.2016г, **.**.2017г. — т.2 л.д.82-86) принимал решения об отказе в принятии и регистрации соответствующих изменений, что входит в его компетенцию (ст.13.1, ч.7 ст.32 Закона). Доказательств того, что данные решения уполномоченного органа являлись незаконными суду не представлено.

Согласно ч.2 ст.14 Закона требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией и ее учредителями (участниками).

Из этого следует, что после принятия своего устава любая некоммерческая организация в своей деятельности обязана соблюдать все его положения и неисполнение некоммерческой организацией своего собственного устава нарушает не только данный устав, но и вышеуказанную норму Закона.

Согласно п.3.1 устава Организации высшим органом управления АНО «Возрождение» является Совет учредителей. При этом п.3.2 устава предусматривает, что в состав Совета учредителей должно входить не менее 5 человек и количество членов Совета всегда должно быть нечетным.

Из представленных суду документов следует, что на общем собрании учредителей Организации **.**.2013г. был избран ее высший орган управления Совет учредителей в составе 5 членов (т.2 л.д.207).

Однако, **.**.2015г. на заседании Совета учредителей Организации один из пяти его членов из состава Совета вышел, нового члена на его место в совет Организацией принято не было (т.2 л.д.209).

В связи с изложенным, с этой даты, то есть уже два года, высший орган управления Организации функционирует, проводит свои заседания и принимает решения в незаконном составе, грубейшим образом нарушая требования п.3.1 и п.3.2 Устава и требования ч.2 ст.14 Закона. Фактически с января 2015г. высший орган управления Организации выполнять свои функции права не имеет до момента включения в него пятого члена Совета (т.2 л.д.211, 213, 214, 215, 219, 221, 223)

Согласно п.6 п.4.2 ст.32 ФЗ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» поступление в уполномоченный орган заявления от некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об исключении этой некоммерческой организации из указанного реестра является основанием для проведения в отношении данной организации внеплановой проверки.

В силу п. 4.3 вышеназванной статьи Закона внеплановая проверка по основаниям, указанным выше, проводится уполномоченным органом незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном Федерального закона от 26 декабря 2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — ФЗ №294-ФЗ).

Внеплановая проверка проводится на основании соответствующего распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора) (ст.10 ФЗ №294-ФЗ).

При этом орган государственного контроля (надзора) вправе в пределах своей компетенции самостоятельно определить форму, в которой он будет проводить такую проверку – в виде документарной проверки (ст.11 ФЗ №294-ФЗ), либо в виде выездной проверки (ст.12 ФЗ №294-ФЗ).

Согласно ст.12 ФЗ №294-ФЗ выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

При этом руководитель юридического лица обязан предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора) возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц на территорию, в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Из пояснений сторон по делу и представленных документов следует, что АНО «Возрождение» несколько раз обращалась в Минюст России с заявлениями об исключении организации из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (т.1 л.д.46, 47, 64, 65, т.2 л.д.90, 91).

По данным обращениям Управление, по поручению Минюста России, назначало проведение выездных внеплановых проверок Организации, однако, их проведение каждый раз срывалось самой Организацией, которая в нарушение своих вышеуказанных обязанностей препятствовала проведению данных выездных проверок, не предоставляя специалистам Управления доступа в используемые данным юридическим лицом помещения, не предоставляя документацию по месту своего нахождения. Так, Организация воспрепятствовала проведению проверок Управлением 01.08.2015г. и 05.09.2016г.

За воспрепятствование проведению Управлением этих выездных проверок Организация дважды привлекалась к административной ответственности постановлением мирового судьи судебного участка №38 г.Пскова от **.**. 2015г. по ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ (т.1 л.д.58) и постановлением мирового судьи судебного участка №42 г.Пскова от **.**. 2016г. по ч.3 ст.19.4.1 КоАП РФ (т.1 л.д.99).

Согласно ч.3 ст.32 Закона некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, ежеквартально представляют в уполномоченный орган документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества; один раз в полгода — отчет о своей деятельности и о персональном составе руководящих органов; ежегодно — аудиторское заключение.

Конкретные даты предоставления указанных сведений установлены приказом Минюста России от 16 апреля 2013 г. №50, который устанавливает, что отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества должен предоставляться некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября).

Отчет о своей деятельности и персональном составе руководящих органов должен предоставляться один раз в полгода не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля).

Аудиторское заключение по итогам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности предоставляется ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

АНО «Возрождение», как указано выше, была включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, 30.12.2014г. (т.1 л.д.43).

Следовательно, за прошедшее время Организация должна была предоставить в Минюст России 5 отчетов о своей деятельности и персональном составе руководящих органов к 15.01.2015г., 15.07.2015г., 15.01.2016г., 15.07.2016г, 15.01.2017г.

Также Организация должна была предоставить 9 отчетов о целях расходования денежных средств и использования иного имущества к 15.01.2015г., 15.04.2015г., 15.07.2015г., 15.10.2015г., 15.01.2016г., 15.04.2016г., 15.07.2016г., 15.10.2016г. и 15.01.2017г.

В тоже время из представленных суду документов и сведений официального сайта Минюста России следует, что за все прошедшие два года в установленные законом сроки АНО «Возрождение» представила в Минюст России только два отчета — о своей деятельности и персональном составе руководящих органов, а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества к 15.07.2016г. Все остальные отчеты она предоставляла с нарушением установленных нормативными актами вышеуказанных сроков, причем отчеты за 4 разных периода были представлены Организацией в один день — 21.12.2016г., то есть после предъявления в суд настоящего иска и получения извещения об этом (т.1 л.д.82, т.2 л.д.3, 206).

Более того, отчеты о деятельности Организации и персональном составе руководящих органов за периоды 2 полугодия 2014г. и 1 полугодия 2015г., а также отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества за 4 квартал 2014г. на сайте Минюста России отсутствуют и в настоящее время.

Таким образом, Организацией на протяжении всей своей деятельности с момента включения ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, грубо и систематически нарушаются специально установленные законом для таких организаций требования ч.3 ст.32 Закона.

За нарушение сроков предоставления указанных отчетов Минюст России выносил Организации два предупреждения **.**.2015г. № ** -СГ и **.**.2015г. № ** -СГ (т.3 л.д.70, 72). За неисполнение второго предписания АНО «Возрождение» постановлением мирового судьи судебного участка №38 г.Пскова от **.**.2016г. по делу №5-2/38/2016 было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ (т.3 л.д.76).

При этом с доводами представителя ответчика о том, что, так как в настоящее время предусмотренные ст.32 Закона отчеты Организацией на сайт Министерства юстиции РФ загружены, то нарушений требований ст.32 Закона в действиях Организации не имеется, суд согласиться не может.

Часть 10 ст.32 Закона предусматривает, что основанием ликвидации некоммерческой организации является не только полное непредставление предусмотренных ст.32 Закона сведений, но и систематическое непредставление их в установленный срок, что в данном случае и имеет место.

Как указано выше, АНО «Возрождение» неоднократно привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений:

Постановлением мирового судьи судебного участка №38 г.Пскова от **.**.2015г. по делу №5-228/38/2015 АНО «Возрождение» привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в сумме 10.000 руб. (т.1 л.д.44).

Постановлением мирового судьи судебного участка №38 г.Пскова от **.**.2015г. по делу №5-412/38/2015 АНО «Возрождение» привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в сумме 3.000 руб. (т.1 л.д.55).

Постановлением мирового судьи судебного участка №38 г.Пскова от **.**.2015г. по делу №5-593/38/2015 АНО «Возрождение» привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в сумме 20.000 руб. (т.1 л.д.58).

Постановлением мирового судьи судебного участка №38 г.Пскова от **.**.2015г. по делу №5-654/38/2015 АНО «Возрождение» привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в сумме 20.000 руб. (т.1 л.д.62).

Постановлением мирового судьи судебного участка №38 г.Пскова от **.**.2016г. по делу №5-2/38/2016 АНО «Возрождение» привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в сумме 20.000 руб. (т.3 л.д.76).

Постановлением мирового судьи судебного участка №42 г.Пскова от **.**.2016г. по делу №5-452/42/2016 АНО «Возрождение» привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.4.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в сумме 50.000 руб. (т.1 л.д.99).

Согласно ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Все перечисленные постановления, кроме последнего, вступили в законную силу и в соответствии с требованиями ст.32.2 КоАП РФ должны были быть оплачены АНО «Возрождение» в полном размере не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Однако, что не оспаривается директором Организации, АНО «Возрождение» указанные вступившие в законную силу постановления мирового судьи до настоящего времени не исполняет, штрафы не уплачивает.

Это же подтверждается и данными официального сайта службы судебных приставов исполнителей, согласно которому в отношении Организации к настоящему моменту на основании указанных постановлений возбуждено четыре исполнительных производства, общая сумма задолженности по которым 70.000 рублей. (т.3 л.д.88)

Особенностью юридических лиц, как участников гражданских правоотношений, является то, что они создаются и в дальнейшем могут существовать, приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности, не просто так, а лишь для достижения тех целей, ради которых они созданы и которые предусмотрены их учредительными документами (ч.1 ст.49, ст.52 ГК РФ).

Исходя из изложенного, юридическое лицо, не осуществляющее деятельности по достижению своих уставных целей, не может быть участником гражданских правоотношений, не может приобретать права и нести гражданские обязанности, то есть не может существовать, как субъект гражданских правоотношений. Ввиду этого, например, ч.2 ст.61 ГК РФ достижение целей, для которых создавалось юридическое лицо, предусмотрено в качестве основания для его ликвидации по решению учредителей, а п.4 ч.3 ст.61 ГК РФ осуществление общественной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, предусмотрено в качестве основания ее ликвидации по требованию уполномоченного государственного органа.

В тоже время, из представленных суду Управлением документов, полученных в ходе проведения внеплановых проверок Организации, проведенных по ее собственным заявлениям, а также из пояснений директора организации Копытова М.А. установлено, что с момента включения Организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, то есть уже более двух лет, АНО «Возрождение» никакой деятельности, направленной на достижение уставных целей своего создания, не осуществляет.

Организация фактически не имеет имущества, поступлений денежных средств для своей уставной деятельности, не имеет штата сотрудников, кроме директора, который по месту, где должна функционировать организация, не находится, Организация физическим и юридическим лицам услуг в области психологии, права, социологии, культуры, информации, образования, охраны здоровья граждан, издательской деятельности не предоставляет, каких-либо мероприятий для достижение социальных и благотворительных целей в интересах граждан и общества не проводит. (т.2 л.д.182, 183, 240, 299).

Таким образом, суд соглашается с доводами Управления о том, что АНО «Возрождение» фактически свою деятельность в качестве юридического лица прекратила.

Указание директора Организации на ее надлежащее функционирование в виде проведения заседаний органов управления, представления различных отчетов в государственные органы, суд не принимает, так как, исходя из вышеуказанных норм закона, надлежащим функционированием организации является проведению ею мероприятий, направленных на достижение целей, ради которых она создавалась и указанных в ее уставе. Доказательств проведения АНО «Возрождение» таких мероприятий за последние два года суду не представлено. Проведение заседаний органов управления Организации и предоставление отчетов государственным органам целью создания АНО «Возрождение», исходя из его устава, не является.

С учетом совокупности всех вышеуказанных обстоятельств, учитывая, что организация на протяжении двух последних лет никакой реальной деятельности по осуществлению своих уставных целей и задач не осуществляет и при этом допускает систематические и грубые нарушения требований законов и иных нормативных актов, суд заключает, что основания для ее ликвидации, предусмотренные как п.3 ч.1 ст.61 ГК РФ, так и ч.10 ст.32 Закона имеются, ввиду чего исковые требования Управления подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы представитель АНО «Возрождение» о том, что указанные в иске Управления нарушения в настоящее время либо устранены, либо Организация предпринимает меры к их устранению, либо они не являются существенными и неустранимыми, а также не могут быть квалифицированы, как неоднократные, с учетом установленных выше фактических обстоятельств дела, необоснованны.

Суд соглашается с ними лишь в части указания Управлением на то, что в нарушение требований п.1 ст.28 Закона и ст.181.2 ГК РФ устав не содержит положений о порядке документального оформления заседаний Совета Организации, а также указания Управлением на нарушения при оформлении протоколов заседаний Совета Организации от **.**.2014г. №1, от **.**.2013г. №5-У, от **.**.2014г. №2014-1, так как данные нарушения действительно являются явно несущественными.

Также суд соглашается со стороной ответчика о необоснованности указания Управлением на нарушение Организацией п.12 ч.5 ст.6 Федерального закона от 06.12.2011г. №402 «О бухгалтерском учете», так как доказательств ведения АНО «Возрождение» бухгалтерского учета по упрощенной форме суду не представлено. Имеющийся в деле бухгалтерский баланс Организации за 2015г. составлен по обычной, а не упрощенной форме бухгалтерской отчетности (т.2 л.д.98). Иных доказательств данного утверждения Управлением суду не представлено.

Однако, эти обстоятельства при всех иных установленных судом нарушениях в деятельности Организации существенного значения не имеют и основанием для отказа в удовлетворении иска служить не могут.

На основании всего вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Административные исковые требования Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Псковской области к автономной некоммерческой организации «Центр социального проектирования «Возрождение» о ее ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить.

Автономную некоммерческую организацию «Центр социального проектирования «Возрождение» – ликвидировать и исключить ее Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.А. Падучих

Мотивированное решение изготовлено **.**. 2017г.


Article printed from День суда: http://densuda.ru

URL to article: http://densuda.ru/2017/03/vozrozhdenie/

URLs in this post:

[1] посмотреть на сайте суда: https://pskovskygor--psk.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=61276721&delo_id=1540005&new=0&text_number=1&case_id=57132433

© 2009 День суда