Понятие коррупции у государства и общества разные

8 ноября Псковский областной суд признал виновной главу Выставской волости Псковского района Марию Орлову в получении взятки и служебном подлоге и назначил ей наказание в виде 5 лет и 1 месяца лишения свободы условно. Мария Орлова была задержана 28 июля 2009 года в ходе проведения оперативного эксперимента, участниками которого стал доброволец, нуждавшийся в регистрации, и оперуполномоченный ОБЭП УВД по Псковской области под вымышленным именем. Оперативный эксперимент был проведен на основании полученной сотрудниками милиции оперативной информации о том, что Орлова берет взятки за незаконную регистрацию.
Впрочем, как выяснилось, подобный случай был только один, и тот неоднозначный. В июле 2009 года Мария Орлова зарегистрировала гражданина Валерия Егизекова в помещении, принадлежавшем колхозу «Нива». Для этого она договорилась с директором хозяйства, который и предоставил необходимый для регистрации договор о предоставлении жилья. После того, как Орлова зарегистрировала Егизекова, он бросил на стол в кабинете 1500 рублей, сказав: «Вам на шоколадку». Как поясняла сама подсудимая, Егизеков обещал, что будет работать в хозяйстве, и просил зарегистрировать своих знакомых, которые тоже выполнят любую работу лишь бы получить регистрацию. Впоследствии этими знакомыми и оказались участники оперативного эксперимента, от которых Орлова получила 11 тысяч рублей за регистрацию без надлежаще оформленных документов.

Подсудимая и ее защита считают, что она была спровоцирована на взятку. Не случайно Егизеков однажды в 2005 году уже был участником аналогичного оперативного эксперимента в отношении начальника следственного отдела ОВД Псковского района Дмитрия Ушаевича, который был впоследствии осужден. Суд же пришел к выводу, что связь Егизекова с правоохранительными органами не доказана. А провокации со стороны участников оперативно-розыскных мероприятий не было, поскольку умысел на получение денег за регистрацию возник у Орловой до того, как они появились в ее жизни. Ведь Егизеков спрашивал, сколько нужно 30, 20, 10 или 5 тысяч рублей, чтобы зарегистрировать его знакомых, а Орлова сказала, что ей лично денег не нужно, а вот волости помочь можно – например, обустроить детскую площадку. Это было в июне, а в июле с Орловой встретился оперуполномоченный под видом некоего Василия, который от Валерия, и Орлова не возражала, что за эту работу (регистрацию) ей заплатят.
Отметим, что Мария Орлова сделала немало для Выставской волости, жители волости знают ее как честного и ответственного человека, который делал все для благополучия волости. После возбуждения уголовного дела в отношении Орловой состоялись сельские собрания, где жители просили суд не лишать свободы честного человека, а произошедшее считали недоразумением или, в крайнем случае, нарушением правил регистрации. В наличие у Орловой корысти никто из жителей не верит. Ведь даже полученные от Егизекова деньги Орлова использовала для волости, — они были оприходованы по кассе, и на них были приобретены канцелярские товары для волости. И деньги от двух его знакомых, были бы потрачены на волость, вскоре должен был состояться праздник – День села, и на его проведение требовались деньги. Но для состава преступления благая цель роли не играет, не важно, для кого были взяты деньги, главное, — они были взяты.

Зато сплошь положительная характеристика личности Марии Орловой имела большое значение при определении наказания. Именно благодаря данным о личности было назначено условное наказание. Отметим, что прокурор, в задачи которого входит не только обвинять, но и учитывать все обстоятельства происшедшего, а также личность подсудимой, учел только то, что преступление относится к тяжким. То, что подсудимая имеет ряд заболеваний и положительные характеристики, было им озвучено, но, видимо, никак не повлияло на мнение относительно возможности исправления подсудимой. По мнению прокуратуры, Марию Орлову следовало реально лишить свободы, и только так она могла бы исправиться. Скорее всего, решающее значение для этого мнения имеет провозглашенная борьба с коррупцией. Руководство страны и общество желает видеть наказанных коррупционеров? – Вот они! Впрочем в данном случае, руководство может быть довольно, а вот общество в лице жителей бывшей Выставской волости вряд ли с ним согласится.

Фраза «наш суд самый гуманный суд в мире» получила в данном деле реальное воплощение. Суд не согласился с прокурором и пришел к выводу, что исправление возможно без реального отбытия наказания, поэтому наказание назначено условно.

Стоит добавить, что суд в приговоре дал оценку доводам защиты относительно причин, по которым инициаторам объединения волостей Орлову нужно было лишить должности. Защита считает, что главной причиной являлась однозначная позиция Орловой, которая была против объединения волостей. В итоге Орлову спровоцировали на взятку, возбудили уголовное дело, сняли с должности и благополучно объединили волости. Суд посчитал такой довод необоснованным, поскольку, со слов сельских депутатов, никакого давления на них или жителей волости по поводу объединения волостей не оказывалось.

Отметим, что приговор, оглашенный 8 ноября, в момент публикации данной статьи не вступил в силу, и может быть обжалован в Верховный суд.

Прокомментировать

Subscribe to RSS Feed

Яндекс.Метрика