3,5 года потребовалось для привлечения к ответственности дежурного, избившего гражданина в отделении милиции

Псковский городской суд в лице судьи Игнатова Александра Николаевича 1 октября начал рассмотрение уголовного дела в отношении Никифорова Николая Александрович 1982 г.р., обвиняемого в превышении должностных полномочий с применением насилия и наступления тяжких последствий. А именно в том, что, будучи сотрудником милиции, и находясь на дежурстве в Завеличенском отделе милиции в ночь с 23 на 24 февраля 2006 года, Никифоров применил насилие к доставленному в отдел гражданину Цветкову Юрию Владимировичу 1972 г.р., в результате чего у последнего было сломано ребро и удалена одна почка.

Обвинение

Прокурор Белик Галина Валентиновна огласила обвинение.

С 7 апреля 2005 года по 28 апреля 2007 года сержант милиции Никифоров занимал должность помощника оперативного дежурного дежурной части 1 городского отдела милиции УВД по г. Пскову. Он являлся должностным лицом правоохранительных органов, осуществляющим на постоянной основе функции представителя власти.

24 февраля 2006 года около 0 часов 30 минут сержант милиции Никифоров, будучи в форменном обмундировании сотрудника органов внутренних дел и имея при себе табельное оружие, находился при исполнении своих служебных обязанностей в помещении дежурной части 1 ГОМ УВД по г.Пскову.

В это время нарядом отдельного батальона ППС в составе Алексеева и Гвоздецкого с маршрута патрулирование №3557 от дома №14 по Рижскому проспекту г.Пскова в помещение 1 ГОМ был доставлен гражданин Цветков, находившийся в состоянии алкогольного опьянения.

Находясь в помещении 1 ГОМ, Цветков, войдя в помещение дежурной части, обратился к помощнику оперативного дежурного Никифорову с просьбой воспользоваться телефоном и проинформировать жену о своем местонахождении. Никифоров отказал ему в грубой форме, нарушив ст.5 Закона «О милиции», обязывающую предоставлять возможность задержанным лицам реализовывать право на физическую помощь, сообщать об их задержании их родственникам, в администрацию по месту работы или учебы. После чего Никифоров, продолжая нарушать права и свободы Цветкова, действуя вопреки интересам службы и не имея законных оснований для применения физической силы, превышая свои должностные полномочия, умышленно толкнул Цветкова двумя руками в грудь, от чего последний уронил свои очки. Когда Цветков наклонился, чтобы поднять их, Никифоров с целью унижения чести и достоинства личности пнул их ногой. А затем действуя умышленно, с целью причинения телесных повреждений, понимая, что Цветков воспринимает его как представителя власти, и пользуясь этим, существенно нарушив его право на личную неприкосновенность, применил к нему физическое насилие, т.е. нанес Цветкову не менее одного удара ногой в область туловища слева, чем сбил его с ног. После чего нанес не менее одного удара ногой в область головы, причинив Цветкову телесные повреждения в виде ссадин в области головы, не подлежащие экспертной оценке, как не повлекшие вреда здоровью. А также перелома 10-го ребра слева, разрыва левой почки, повлекшее тяжкий, опасный для жизни, вред здоровью. Т.е. совершил действия, которые никто и ни при каких обстоятельства не вправе совершать, явно выходящие за пределы его полномочий, предусмотренных ст.5.13 Закона РФ «О милиции», а именно милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, жестокому обращению, унижению человеческого достоинства (…), чем нарушил его права, закрепленные ст.21 и 22 Конституции РФ.

Статья 21 Конституции РФ
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Статья 22 Конституции РФ
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Своими противоправными действиями Никифоров, являвшийся должностным лицом совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан с применением насилия с причинением тяжких последствий, а также причинил существенный ущерб правоохранительным органам и интересам государства, дискредитировав органы внутренних дел в целом, выразившейся в создании негативного отношения граждан к моральному облику сотрудника милиции, лишая уважения, доверия и поддержки деятельности российской милиции со стороны народа, поскольку инкриминируемое ему деяние обладает повышенной общественной опасностью, как совершенное лицом, в приоритетные задачи которого является защита жизни и здоровья, прав и свобод человека, поддержание общественного спокойствия, законности и правопорядка. Таким образом Никифоров совершил преступление, предусмотренное пп. «а», «в» ч.3 ст. 286 УК РФ.

Статья 286. Превышение должностных полномочий, ч.3 пп. «а», «в»

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
в) с причинением тяжких последствий, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Подсудимый Никифоров признал свою вину частично.

Подсудимый Никифоров: Не отрицаю факта применения насилия к Цветкову, но у меня не было умысла причинять телесные повреждения.

Показания подсудимый решил давать после предоставления прокурором всех доказательств обвинения.

На противоправные действия не провоцировал

Первым дал показания потерпевший Юрий Цветков. Он рассказал, что около 22 часов 23 февраля 2006 года вышел гулять с собакой, будучи трезв. Гуляя с собакой, купил и выпил бутылку светлого пива «Охота», затем купил еще одну. Употребив ее не до конца, зашел в зал игровых автоматов «Малибу», где пробыл около 15 минут, потому что дольше там находиться с собакой было нельзя. Когда проходил по скверу, собака убежала за кошкой, встал на углу дома №14 по Рижскому проспекту, чтобы подождать ее. Когда увидел собаку, присел на корточки. Собака толкнула Цветкова, он поскользнулся и завалился. Собака опять убежала, Цветков поднялся. В этот момент к нему подошли сотрудники ППС и спросили документы. Документов Цветков с собой не взял. Они предложили пройти в отдел милиции, Цветков хотел подождать собаку, но сотрудники милиции настаивали. Он согласился, решив, что собака никуда не денется.

Потерпевший пояснил, что чувствовал себя хорошо, расслабленно. Он отметил, что из-за перелома челюсти имеет дефект речи, который усиливается на морозе от того, что немеют губы.

Далее потерпевший сообщил суду, что в отделе милиции в тот момент никого не было кроме помощника дежурного Никифорова, двух сотрудников ППС, которые его привели, и собственного его. Цветков переступил порог дежурной части, дверь в которую была открыта, и попросил Никифорова позвонить домой жене. Тот ответил грубо, матом и сказал что-то вроде – звони со своего мобильного. Цветков ответил на это что-то вроде «тогда давайте мой телефон». Однако больше к этой теме не возвращался, поскольку вспомнил, что телефон оставил дома. Никифоров стал грубо отвечать, что телефон у Цветкова никто не брал. Он вышел из-за стойки, подошел к Цветкову и толкнул его в грудь, чтобы вытолкнуть из дежурной. В этот момент у Цветкова упали очки в сторону дежурки. Цветков снова переступил порог и наклонился, чтобы их достать. Тогда Никифоров пнул их, от чего они разбились. Сделал он это не случайно.. Потерпевший не исключает, что мог что-то в грубой форме сказать Никифорову по поводу того, что же он делает, зачем разбил очки. Когда Цветков наклонился, то почувствовал удар, нанесенный скорое всего ногой, поскольку был нанесен снизу. Далее потерпевший упал к батарее и закрыл лицо руками. Почувствовал несколько ударов по телу с левой стороны и по голове. Затем его кто-то выволок в коридор, у него была резкая боль в левом боку.

Цветков пояснил, что сотрудники ППС на всю эту ситуацию никак не отреагировали. Впоследствии кто-то из них спросил у Цветкова, есть ли у него к ним претензии. Он ответил, что нет.

Адвокат Подсудимого: Не могли ли ваши грубые комментарии по поводу очков расцениваться как угроза?
Потерпевший: Нет
Адвокат: Не считаете ли вы, что вы своими действиями спровоцировали в отношении себя такие действия дежурного. Дежурный находился при исполнении служебных обязанностей, у него табельное оружие, помещение, где находится комната хранения оружия, на нем лежит большая ответственность за его сохранность. Не могло ли это обстоятельство послужить одной из причин применения к вам физической силы со стороны Никифорова.
Потерпевший: Нет, я не был такой активный.

После всего этого Цветков был доставлен в медицинский вытрезвитель на Комиссаровский переулок.

Потерпевший пояснил, что до 2001 года сам работал сотрудником милиции в Завеличенском отделе. Поэтому в медвытрезвителе, увидев знакомого ему сотрудника Иванова, обратился к нему с просьбой вызвать «Скорую». «Скорую» ему не вызвали. А фельдшеры сказали Иванову: «Гони его отсюда, он битый». Такси Цветкову также не вызвали, а выставили за дверь и закрыли ее. Потерпевший еще раз возвращался туда с просьбой вызвать «Скорую», но этого сделано не было.

Домой его довез таксист, он же помог подняться до квартиры. С таксистом расплатилась жена и вызвала «Скорую помощь», которая приехала в течение 5 минут около 5 часов утра.

Пыл прошел, пусть будет условно

В результате действий дежурного у Цветкова была разбита губа, на голове была шишка, сломано ребро, а также разрыв левой почки и синяк в паху.

В последствии левая почка была удалена. Цветков пояснил, что правая почка у него была больная, а левая здоровая, теперь ее удалили. После случившегося он около года лечился, затем еще полгода искал работу. Инвалидность ему не дали. Потерпевшему нечем было кормить детей, которых у него двое, оба несовершеннолетние.

Также Цветков пояснил, что жаловался на действия сотрудников милиции с лета 2006 года, за это время было вынесено много отказов в возбуждении уголовного дела. В основном жалобами на отказы занималась его жена.

В качестве возмещения морального и материального вреда потерпевший требует с УВД (ответчик — Федеральное казначейство) 500 тысяч рублей. Однако, 70 тысяч рублей в добровольном порядке ему готов возместить до 1 декабря 2009 года Никифоров, 10 тысяч рублей он уже возместил, поэтому потерпевший согласен уменьшить иск до 430 тысяч рублей.

Прокурор: Вы знаете, что наказание за данное преступление предусмотрено от 3 до 10 лет лишения свободы. Как Вы считаете?
Потерпевший: Пыл уже прошел. Он согласен возместить ущерб. Зачем его сажать. Условно, я думаю, пусть будет.

Прокомментировать

Subscribe to RSS Feed

Яндекс.Метрика