Суд: Состояние шока и ощущение вины — разные вещи

Судебный процесс по делу о смерти наркосбытчиты при задержании продолжается. 23 мая подсудимые давали показания. Первым свои показания дал Алексей Федотов, бывший в момент исследуемых событий оперуполномоченным ОБНОН УВД по г.Пскову.

Алексей Федотов первым делом заявил, что вину свою по предъявленному обвинению не признает. А именно не признает, что он совершил действия, явно выходящие за пределы его должностных полномочий, чем были существенно нарушены права и законные интересы Казимировской О.А. и ее близких родственников, а также охраняемые интересы общества и государства.

Из  обвинения: «Подобное поведение сотрудников правоохранительных органов, порождает и укрепляет чувство вседозволенности и пренебрежительного отношения к необходимости соблюдения законов и правовых норм. Приводит к игнорированию интересов и законодательства, чем дискредитирован и подорван авторитет правоохранительных органов в обществе, создано негативное общественное мнение о сотрудниках полиции».

По поводу событий обстоятельств совершенного деяния подсудимый Федотов сообщил следующее. 19 декабря его непосредственный начальник Е.Федьков и довел до него и Романа Коншина, что надо поработать с Константином Вилковым по его информации. А именно сообщил, что  нужно встретиться вечером с Вилковым. У него имеется информация, что женщина цыганской национальности сбывает наркотики. При этом никакой конкретной информации о том, что это за женщина, какие наркотики и как продает, Федьков не сообщил.

Вечером около 20 часов Федотов подъехал к ТК Гулливер на своем автомобиле, присоединился к Вилкову, Коншину и Царёвой. Отвечая позднее на вопрос прокурора, почему передвигались именно на машине Вилкова, Федотов ответил, что именно Вилков знал, куда ехать. Кроме того, Федотов старался на свое машине никого не задерживать.

Далее Вилков сообщил, что есть информация, что цыганка по имени Неля торгует наркотиками возле Гулливера. При этом никаких доказательств этого не было. Затем они на машине Вилкова поехали к бару «Шары» на ул. Рокоссовского. Вилков резко остановил машину и показал на женщину. Все поняли, что это именно та женщина, о которой ранее шла речь, что она занимается незаконным оборотом наркотиков. Также Вилков заранее предупредил сотрудников полиции, что часть наркотиков женщина может хранить во рту, и может проглотить. Федотов сообщил суду, что ему из практики известны случаи, когда наркоманы глотают наркотики, скидывают, рассыпают, то есть избавляются от вещественных улик любым способом.

Федотов и Коншин вышли из машины и подбежали к женщине. Подбегая, Федотов крикнул: «Стоять, полиция!», предъявил удостоверение, которое было приготовлено заранее. Федотов зафиксировал женщине правую руку, Коншин левую. Далее сотрудники полиции объявили ей, что она подозревается в противоправных действиях. Спросили, имеется ли у нее паспорт. Она ничего не ответила, пыталась вырваться. В ходе сопротивления все трое упали на колени. Федотов пояснил, что это падение видел и Блохин, и принял его за жесткое задержание. Федотов считает, что у сотрудников полиции не было возможности полностью назвать свои звания и подробно разъяснить причину задержания и права, потому что женщина сопротивлялась. Если бы стали разъяснять, она бы попыталась бежать и скинуть наркотики.

Подсудимый рассказал, что светил женщине фонариком в рот, тогда как Коншин пытался этот рот раскрыть, поскольку женщина его показывать не хотела и сжимала зубы. Во рту Федотов ничего не обнаружил. Подсудимый отметил, что если бы женщина не сопротивлялась, то сверток с наркотиками был бы обнаружен. Но она не желала, чтобы ее осматривали.

Коншин надел ей наручники, после чего она перестала сопротивляться, и ее посадили в машину.

Далее все участники событий поехали в УВД по г.Псков на Комиссаровский пер., чтобы провести личный досмотр задержанной. Федотов пояснил, что личный досмотр был невозможен сразу. Поскольку это необходимо делать в помещении, чтобы не нарушать права задержанной.

В машине Федотов и Коншин придерживали женщине руки, чтобы обезопасить себя и ее от каких-то возможных действий со стороны задержанной. По пути в УВД она чувствовала себя нормально, отвечала, что у нее не было ничего и она ничего не глотала. Затем сказала, что ей душно и нечем дышать. Федотов попросил Вилкова открыть окна, что и было сделано. При этом Вилков сказал, что она скорее всего симулирует. Подсудимый отметил, что в его практике также были случаи, когда задержанные симулировали плохое самочувствие, чтобы скрыть вещественные доказательства или скрыться.

Поскольку задержанная сама в машине разговаривала, сообщила, что во рту у нее ничего не было и она ничего не глотала, то подсудимый считает, что сотрудники полиции не могли и не должны были предположить, что есть опасность для ее жизни и здоровья.

Далее по пути следования женщина обмякла и приспустилась на колени. Когда они приехали в УВД, Федотов спросил, есть ли у Вилкова в машине нашатырь. Он сказал, что нет. Тогда Федотов предложил поехать в аптеку. И они поехали в аптеку. Там Царёва купила нашатырь, который дала понюхать задержанной. Женщина не реагировала  на него. Затем кто-то сказал, что нужно снять наручники. А Роман Коншин сказал, что у него нет ключей, и ключи у него дома. Тогда они поехали к нему домой. Пока ехали Царёва отдала нашатырный спирт Федотову, и по пути следования к дому Коншина уже он давал его задержанной.

Затем Федотов предположил, что с ней что-то не так, и попытался нащупать пульс, но не смог. В это время они уже подъехали к дому Коншина. Когда Федотов понял, что женщина умерла, у него  наступил шок. В дальнейшем он не в полной мере понимал происходящее.

Подсудимый отметил, что в служебных регламентах предусмотрены действия в подобных ситуациях. И сегодня уже легко рассуждать, что нужно было делать тогда. Но тогда он находился в шоке и не смог принять правильные действия.

Когда Коншин принес ключи, кто-то из сотрудников снял с задержанной наручники. Подсудимый сказал, что Вилков сказал отдать телефоны Царёвой, и он не задумываясь отдал. Вилков сказал Царёвой выйти и оставаться в городе, а потом подойти к бару «Шары».  А сам Федотов с Коншиным и Вилковым поехали в сторону Палкино. В какой-то момент они свернули с дороги. По словам Федотова, Вилков сказал «выносите тело, я посвечу». Они с Коншиным отнесли тело в сторону кустов.

Поскольку в этот день проводилась операция «Букет», то нужно было  написать рапорт по итогам. Поэтому ночью Федотов в УВД написал какой-то рапорт, списал с другого. В своем рапорте о произошедших событиях он не сообщил.

Отвечая на вопросы суда, Федотов сказал, что выезжали с целью наблюдения, однако на месте приняли решение о задержании. Поскольку поступила конкретная информация, что у женщины наркотики. Информации о том, что она их идет продавать, у Федотова не было.

Федотов не смог ответить на вопрос, кто и когда изъял телефон у задержанной. Однако точно сказал, что выкинул их он. Выкинул, потому что не знал, что с ними делать.

Прокурор Яковлева пыталась уточнить, учитывать ли гособвинению явку с повинной, которая имеется в материалах дела, если подсудимый Федотов свою вину не признает. Федотов не смог точно ответить, сказал, что в явке с повинной просто изложил деяние без квалификации.

Судья Григорьева напомнила, что в обвинении говорится то том, что своими действиями Федотова  «дискредитирован и подорван авторитет правоохранительных органов в обществе, создано негативное общественное мнение о сотрудниках полиции». Судья задала вопрос, как считает Федотов, не дискредитировал ли он авторитет правоохранительных органов. Федотов ответил, что сотрудник полиции так не должен поступать. И согласился, что авторитет был все-таки подорван.

Отметим, что в ходе дачи показаний подсудимым Федотовым, когда он говорил о своем шоковом состоянии, суд спрашивал, не требуется ли ему судебно-психологическая экспертиза. Однако подсудимый ничего не ответил. Суд разъяснил, что шоковое состояние и ощущение вины — разные вещи.

Адвокат подсудимой Царёвой уточнил у Федотова, в чём была одета его подзащитная. Федотов сказал, что она была в красной куртке, а не в форме, как это сообщал свидетель Блохин.

Прокомментировать

Subscribe to RSS Feed

Яндекс.Метрика